Бутан - последний бастион Махаянской школы буддизма в мире на сегодняшний день. Буддизм в страну принес в 8 веке нашей эры очень почитаемый в стране Великий Учитель Гуру Падмасамбхава, или, как его еще называют, Гуру Римпоче.
Буддизм проникает во все слои мирской жизни, оказывая влияние на культурное, духовное и общественное развитие страны. Довольно распространенный пейзаж - развевающиеся на ветру молитвенные флаги, мемориальные ступы, называемые чортенами, молитвенные колеса, которые крутят верующие и множество монастырей и дзонгов.
С течением времени в стране главенствующей стало направление Друкпа школы Кагьюпа. Сейчас это официальная религия страны.
В различных частях королевства в разное время года проводятся буддийские фестивали, называемые "тсечус" и "дромчес". Они символизируют мир, участие и дружеские отношения. Необычайно яркие и красочные представления собирают самых разных людей из каждого уголка страны. Самые популярные фестивали проходят в марте-апреле в Паро, сентябре-октябре в Тимпху и в октябре в Бумтанге.
Есть легенда, что Падмасамбхава прибыл в Бутан верхом на тигрице и остановился медитировать в пещере - там где сейчас находится монастырь Таксанг Лаганг. У Падмасамбхавы было две жены, одна - из Индии, а другая - из Тибета. Другая пещера, где медитировал Гуру Римпоче - в монастыре Кюрдже Лаганг в Бумтанге. У Падмасамбхавы имеется восемь различных манифестаций, в том числе страшные манифестации. Падмасамбхава обратил в буддизм всех демонов и всех приверженцев религии Бон и черных магов. Основное изображение Падмасамбхавы - с ваджрой в правой руке и со скипетром в левой руке, в рукоятке которого несколько человеческих голов. Обычно справа и слева от Падмасамбхавы - его две жены. Вокруг часто изображают 8 манифестаций Гуру Римпоче: Падмасамбхава, Гуру Ринпоче, Пема Лингпа Гьелпо, Тшокье Дорджи, Шакья Сенгье, Лодон Чогсей, Ньима Озер и Сенгье Драток.
Магические танцы
Шана - танец 21 черной шляпы
Этот танец был разработан Шабдрунгом и исполняется одним из первых на фестивалях и церемониях очищения дзонгов, храмов, ступ и чортенов. Танец исполняется монахами без масок в широких черных шляпах. Танцоры держат в руках барабаны, в которые они бьют с помощью железных крюков. Они изображают могущественных йогов, которые могут убивать и воссоздавать все живое. Йоги обращают в Буддизм тех существ, которые чрезмерно агрессивны, настраиваясь на их угрозы, но сохраняя внутри себя полностью спокойное и чистое сознание. Они принимают ужасные обличья, но творят добро всем существам и растворют в своей мудрости пять грехов, которые потом рассеиваются в пустоте. Во время танца строится тантрическая мандала, а затем демоны изрубаются на куски.
Тонгам - танец страшных божеств
В середине сцены кладется черный треугольник, символизирующий смерть. В центре треугольника круг, символизирующий сердце. Танец связан с ритуальным жертвоприношением, при котором "сердце" протыкается ножом. Для этого божества в страшных масках пытаются собрать всех злых духов и сосредоточить внутри треугольника. Как только это выполнено, наиболее опытный монах протыкает "сердце" ритуальным кинжалом. Это наиболее опасная и ответственная часть танца. Жертвоприношение является спасением человечества. В этом танце демонстрируется также сверхъестественная способность Гуру Ринпоче обращения демонов и людей, погрязших в злобе и агрессии, с помощью ваджры и высшего благословления.
Ритуал посещения храма
Как правило, в храмы можно входить свободно. Традиционный ритуал посечения храма выглядит таким образом:
Сначала делается троекратное простирание перед пустым троном, стоящим противоположно алтарю, и повернутым на 45 градусов в сторону входа. Затем следует совершить поклон перед основным алтарем, и внести небольшие пожертвования перед алтарем, за это лама из золоченого кувшина, украшенного павлиньими перьями, нальет в ладошку немного святой воды, которую можно пить и растирать себе лицо. Далее следует обойти все скульптуры алтаря и поклониться каждой, иногда делаются также небольшие пожертвования.
В некоторых залах можно бросить жребий, обычно - три обыкновенных игральных кости, которые предлагает лама. При этом называется благоприятная сумма трех костей. В случае других исходов лама рекомендует монастырь для посещения или соответствующие ритуалы.